среда, 2 июля 2008 г.

Что такое CMMI

Продолжаю публиковать конспекты семинаров о методологиях управления проектами.

Хотя этот семинар не о методологии, он о CMMI, а эта модель является скорее набором критериев, чем методологией.

У этого конспекта есть и еще одно отличие от предыдущих. Его подготовил не я.

Я благодарю Алену Федосееву за разрешение опубликовать этот материал в моём блоге.

Оглавление

Что такое СММ

Что такое CMMI

Поэтапный подход

Непрерывный подход

Пример применения CMMI

Определения

Процессные области (Process Area)



Что такое СММ

Предпосылками для создания этой модели явились прежде всего глобальные проблемы качества информационных систем, связанные с наличием большого числа дефектов программного кода, которые приводили к возникновению ошибок, сбоев и непредсказуемости работы приложений. Другой аспект проблемы оказался связан с неудовлетворительной организацией управления проектами разработки программного обеспечения и с вытекающими последствиями в виде срыва сроков, превышения бюджета или даже отмены проектов.

То есть:

  1. проблемы с качеством результата

  2. проблемы с качеством процесса достижения результата

Результатом работы SEI (Института системного инжиниринга при Университете Карнеги-Меллона) стало появление модели CMM (Capability Maturity Model) для разработки программного обеспечения (версия 0.6 была опубликована в 1990 г., версия 1.0 – в 1991 г., версия 2 – в 1997 году).

Это модель, которая описывает критерии, по которым бизнес процессы компании могут быть отнесены к одному из 5 уровней зрелости.

Для отнесения компании-разработчика программных систем к определенному уровню была предложена специальная система сертификации. По многим независимым оценкам, внедрение (подтвержденное соответствующей сертификацией) в организации практик, соответствующих высшим уровням модели, позволяет значительно повысить шансы на успешное завершение проекта – с типовых 30% до 85%.

Что такое CMMI

Целью разработки CMMI явилось желание его создателей избежать проблем, связанных с использованием различных моделей CMM. Начиная с 1991 года, были разработаны модели CMM для различных областей применения, наиболее существенными из них были:

- модель зрелости процессов разработки программного обеспечения (Capability Maturity Model for Software – SW-CMM)
- модель зрелости процессов для системного реинжиниринга (Electronic Industries Alliance Interim Standard – EIA/IS 731)
- модель зрелости процессов интегрированной разработки продуктов (Integrated Product Development Capability Maturity Model – IPD-CMM)

На основе этих моделей и был построен CMMI. Он вобрал в себя лучшее из этих моделей, устранив неоднозначность трактования некоторых понятий ввиду наличия множества моделей.

Поэтапный подход


В CMM на соответствие уровню зрелости оценивались ВСЕ процессы организации. Если представлять это диаграммой, то это выглядит следующим образом:

То есть все процессы должны достигать определенного уровня зрелости, чтобы компания успешно прошла сертификацию.

Модель зрелости процессов выглядит следующим образом:


Процессы первого уровня зрелости, характеризуются хаотичностью, реактивностью, непредсказуемостью. Несмотря на это, очень часто организации, находящиеся на данном этапе развития, производят довольно качественные продукты. При этом, как правило, превышается бюджет и время разработки данных продуктов. Качественные продукты данных организаций производятся не за счет устойчивых и отлаженных процессов, а благодаря титаническим усилиям отдельных личностей. В случае ухода таких людей очень тяжело повторить успешные проекты. На данном этапе очень тяжело предсказать производительность процессов, протекающих в организации.

На уровне 1 производственный процесс (а вместе с ним и все процессы) представляется аморфной сущностью, практически черным ящиком, представление о процессах очень ограниченное, чрезмерно много усилий тратится на выяснение статуса развития проекта и текущего хода работ.

Уровень зрелости 2 – управляемый уровень. На данном этапе основные процессы описаны, их, возможно, использовать неоднократно. Другими словами, проекты, выполняемые организацией, отвечают требованиям. Процессы управляемые, они планируются, выполняются, измеряются и контролируются. Однако процессы все же имеют некоторую долю реактивности в своей сущности.

На уровне 2 контролируются требования заказчиков и промежуточные продукты, а также установлены основные практики управления проектом. Эти средства позволяют управлять проектом, однако дают фрагментарное представление о нем. Специфика этого уровня в том, что практики являются специфичными для каждого проекта, нет единого стандарта организации на все проекты.

Уровень зрелости 3 – определенный уровень. В этом случае процессы определены. Установлены стандарты в пределах организации. На данном этапе процессы описаны не на уровне отдельного проекта, а на уровне всей организации. Присутствует более детальное описание всех процессов, в котором лучше раскрываются связи и зависимости, знание которых позволяет улучшить управление.

Уровень зрелости 4 – количественно-управляемый уровень. На данном этапе достигнуты все цели предыдущих уровней. Выбраны способы, которые при использовании статистических методов и других количественных техник позволяют контролировать качество выполнения процессов. Самое главное отличие этого этапа от предыдущего заключается в предсказуемости эффективности процессов и возможности ею (эффективностью) управлять.

На уровне 4 определенные процессы количественно контролируются с помощью соответствующих средств и техник.

Уровень зрелости 5 – уровень постоянного улучшения (оптимизации) процессов. На данном этапе мы имеем точные характеристики оценки эффективности бизнес процессов, что позволяет нам постоянно и эффективно улучшать бизнес процессы путем развития существующих методов и техник и внедрения новых.

Непрерывный подход

CMMI предоставляет 2 подхода – 2 модели:

  1. поэтапная репрезентация, унаследованная от CMM

  2. непрерывная репрезентация, ориентированная на достижение устойчивости процессов в определенной бизнес-области. Организация оставляет за собой право выбора последовательности действий ведущих к совершенствованию бизнес процессов. В данном случае усовершенствуются процессы определенной области процессов.

На диаграмме это выглядит следующим образом:




При внедрении CMMI на непрерывной основе порядок улучшения процессных областей не фиксирован. Качество процессов в каждой процессной области может быть оценено на один из шести (0-5) уровней устойчивости (capability level).


Уровень устойчивости

Название уровня

0

Незавершенный уровень

1

Выполненный уровень

2

Управляемый уровень

3

Определенный уровень

4

Количественно-управляемый уровень

5

Оптимизированный уровень



Разумеется, большинство крупных IT-компаний выбирают именно поэтапное представление. Получив уровень повыше, можно аргументированно объяснять клиенту почему эта компания предпочтительнее, чем компания-конкурент. Однако трудоемкость на проекте, который использует CMMI модель, как минимум увеличивается на 10%-20%.

Непрерывную модель, вероятно, практически никто не использует, я не нашла существенных упоминаний о ней или примеров ее претворения в жизнь.

Пример применения CMMI

Определения

Область процессов (Process Area) – набор связанных практик данной области, исполняются для достижения ряда целей, которые считаются важными в контексте улучшения процессов в данной области.

В CMMI области процессов одинаковы для непрерывной и поэтапной репрезентации.

Практики (practices) – это действия, производимые для достижения поставленных целей в данной области процессов.

Практики являются основным конструктивным элементом на основе, которого построена модель CMMI.

Специфические цели (specific goals) – цели, конкретизирующие основную (общую) цель

Общие цели (generic goals) – это цели, достижение которых в данной области свидетельствует о достижении зрелости процессов в данной области процессов. Слово общие говорит о том, что одна и та же цель может присутствовать во многих областях процессов.

Специфические практики (specific practices) – практики, выполнение которых способствует достижению специфических целей.

Общие практики (generic practices) – практики, выполнение которых способствует достижению общих целей.

Субпрактики (subpractices) – представляют собой детализированные описания, поясняющие специфические и общие практики.




Процессные области (Process Area)

Ниже представлена таблица, которая содержит распределение процессных областей по уровням зрелости в ступенчатом представлении модели.

Уровень

Описание

Процессные области

5 Оптимизирующий

Continuous Process Improvement

Organizational Innovation and Deployment

Causal Analysis and Resolution

4 Количественно управляемый (измеримый)

Quantitative Management

Organizational Process Performance

Quantitative Project Management

3 Определенный

Process Standardization

Requirements Development

Technical Solution

Product Integration

Verification

Validation

Organizational Process Focus

Organizational Process Definition

Organizational Training

Integrated Project Management for IPPD

Risk Management

Integrated Teaming

Integrated Supplier Management

Decision Analysis and Resolution

Organizational Environment for Integration

2 Управляемый

Basic Project Management

Requirements Management

Project Planning

Project Monitoring and Control

Supplier Agreement Management

Measurement and Analysis

Process and Product Quality Assurance

Configuration Management

1 Начальный



Вот типичный пример описания специальной цели для процессной области Requirements Management:

SG 1: Requirements are managed and inconsistencies with project plans and work products are identified.

А вот описание специальной практики:

SP 1.3: Manage Requirements Changes. Manage changes to the requirements as they evolve during the project.

А, например, общая цель для всех процессных областей на втором уровне зрелости звучит следующим образом:

GG2: The process is institutionalized as a managed process.

Что здесь подразумевается под управляемым процессом? Если вкратце, то это такой процесс, который планируется и выполняется согласно существующей стратегии компании; для выполнения данного процесса нанимаются люди с соответствующими навыками и у которых есть все необходимое для успешного выполнения данного процесса. Кроме того, этот процесс контролируется, проверяется и оценивается согласно своему описанию.

Применительно второго уровня зрелости данная цель означает, что все процессы в компании должны быть управляемыми. Более подробно данная цель раскрывается соответствующими общими практиками. Всего для это цели их существует десять. Вот так они звучат:

GP 2.1: Establish an Organizational Policy

Establish and maintain an organizational policy for planning and performing appropriate process.

GP 2.2: Plan the Process

Establish and maintain the plan for performing appropriate process.

GP 2.3: Provide Resources

Provide adequate resources for performing appropriate process, developing the work products, and providing the services of the process.

GP 2.4: Assign Responsibility

Assign responsibility and authority for performing the process, developing the work products, and providing the services of appropriate process.

GP 2.5: Train People

Train the people performing or supporting appropriate process as needed.

GP 2.6: Manage Configurations

Place designated work products of appropriate process under appropriate levels of configuration management.

GP 2.7: Identify and Involve Relevant Stakeholders

Identify and involve the relevant stakeholders of appropriate process as planned.

GP 2.8: Monitor and Control the Process

Monitor and control appropriate process against the plan for performing the process and take appropriate corrective action.

GP 2.9: Objectively Evaluate Adherence

Objectively evaluate adherence of appropriate process against its process description, standards, and procedures, and address non-compliance.

GP 2.10: Review Status with Higher Level Management

Review the activities, status, and results of appropriate process with higher level management and resolve issues.


Читать полностью...

понедельник, 30 июня 2008 г.

6 сигм

Продолжаю публиковать конспекты семинаров, посвященных методологиям управления проектами. Сегодня пишу о системе 6 сигм (Six Sigma)

Оглавление

Введение в 6 сигм

Статистические основы «Шесть Сигм»

DMAIC (Define-Measure-Analyze-Improve-Control) — методология улучшения существующих процессов.

DFSS — (Design for six sigma) — методология создания новых процессов.

Организационная схема

Принципы 6 сигм

Программное обеспечение для 6 сигм.

Что мне показалось полезным

Практические наработки по числовым методам

Умение сделать и продвигать брэнд

Подход «сверху вниз» к оцениванию проекта




Введение в 6 сигм

Как отмечают многие специалисты, в 6 сигмах нет ничего оригинального. Тоесть это — компиляция ранее имевшихся подходов.

Фактически 6 сигм можно описать четырьмя утверждениями (наиболее сложно — первое, наиболее важно - третье)

    1. Для оценки качества проекта используется средней сложности мат модель, основанная на нормальном распределении отклонения качества изделия от идеала. Модель в итоге выражает количество бракованных изделий через отношение максимально допустимого отклонения от идеала к среднему отклонению. Среднее отклонение называется сигмой. Отношение, к которому надо стремиться по мнению авторов методологии равно 6ти. Отсюда — 6 сигм. При этом отношении количество брака на миллион изделий — 3,4. (Для сравнения при отношении равном трем — 66800 дефектов.)

      Вся эта мат модель сама по себе НИЧЕГО не предлагает в плане улучшения качества, потому что в нее не заложено никаких методов собственно улучшения. Грубо говоря, все что следует из этой модели, (которая разрекламирована как ЯДРО подхода) это такой факт: Нужно стремиться выпускать изделия, которые в 6 раз лучше самых плохих допустимых изделий и тогда все будет здорово и никакие случайности будут не страшны. Таким образом, сама мат модель НИКАК не используется в процессе работы над проектом, а служит симпатичной иллюстрацией и придает подходу солидности. (используется только эта цифра 6, полученная раз и навсегда из модели)

    2. Для собственно улучшения процессов, ничего особенного не предлагается. Точнее утверждается, что методология основана на постановке агрессивных краткосрочных целей в борьбе за долгосрочные цели. Что вся работа по улучшению состоит из маленьких проектиков, каждый из которых строится согласно циклу, с умным названием DMAIC (Define-Measure-Analyze-Improve-Control). Подобный же цикл используется в туче других подходов.

    3. Реальным смыслом и рациональным зерном подхода является стремление к полной измеримости всех факторов, влияющих на конечный результат и к построению модели зависимости количества дефектов от каждого из факторов. С последующим выявлением групп, от которых каждый фактор зависит и планированием мероприятий по улучшению наиболее значимых факторов. Создается полное ощущение, что так называемые, черные пояса по 6 сигм — это стандартные хорошие управленцы с некоторым перекосом в сторону измеримости процессов. А все остальное — антураж, созданный для повышения их рыночной стоимости.

    4. Для придания цветистости и зарабатывания на подходе денег, придуманы степени крутости с цветными поясами, как в карате и создана целая индустрия по подготовке этих поясов за большие деньги.

При этом, все вышесказанное не умаляет достоинств специалистов по 6 сигм. Многие из них — очень сильные управленцы. Скорее стоит говорить об удачном маркетинге, сделавшем термин 6 сигм раскрученным. Я бы говорил о 6 сигм, как об одной из профессиональных школ управления с акцентом на применение численных методов. Стоит отметить также большой набор математических моделей проектов, проверенных специалистами этой школы на практике. Эти модели отличает простота и практическая применимость. Хотя, многие из моделей созданы вовсе не в рамках 6 сигм. Хорошие специалисты по 6 сигм являются фактически специалистами в области управления проектами и в области прикладной математики (в основном численных методов и статистического анализа)

Далее немного подробнее.

Статистические основы «Шесть Сигм»

Этот раздел написан не мной, а взят с сайт www.six-sigma.ru. Переписывать своими словами смысла не было. Раздел носит справочный характер и рассказывает подробнее о математической модели из которой получена цифра 6 (из названия методологии). Раздел рассчитан на любознательных, желающих понять эту модель. Практического смысла в этом, как уже отмечалось, не много.

Любой процесс может быть представлен в виде математической модели, где основными параметрами результата процесса выступают среднее значение и стандартное отклонение. Параметр среднее значение отвечает на вопрос как работает процесс в среднем и обозначается символом µ (мю). Стандартное отклонение показывает степень вариабельности результата процесса и обозначается символом σ (сигма).

Исходной предпосылкой является полная случайность отклонений, т.е. отсутствие систематических причин, приводящих к смещению результата. В этом случае распределение отклонений около среднего значения процесса будет хорошо приближаться (в большинстве случаев) к нормальному распределению.

Рисунок 1. Типичный вид плотности и функции нормального распределения

Геометрически, хорошая наглядная картина получается, рассматривая плотность нормального распределения, где среднее значение – это пик плотности распределения, а стандартное отклонение

определяется как расстояние между средним значением и точкой перегиба кривой (рис 2).

Рисунок 2. Среднее значение и стандартное отклонение

Свойства нормального распределения:

Если для процесса установлены некоторые контрольные пределы, выход за которые результатов процесса считается нежелательным событием, то чем больше сигм процесса умещается между средним значением и ближайшим контрольным пределом, тем меньше дефектов имеет процесс, что наглядно видно на картинке (рис. 3). Уровень работы процесса определяется количеством сигм, укладывающихся в заданный интервал. Чем меньше значение стандартного отклонения, тем стабильнее и лучше результат (при условии, что среднее значении близко к целевому значению).

Рисунок 3. Чем больше сигм процесса укладывается между средним значением и ближайшим контрольным пределом, тем меньше дефектов имеет процесс. Процесс работает на уровне 2,6 сигмы.

Из статистического обоснования известно, что при уровне процесса 4,5 сигм, из миллиона единиц продукции, дефектов будет не более 3,4, и это условие выполняется для стабильных процессов. В настоящих же условиях, поведение процессов может меняться со временем года, временем суток и т.п. (рис. 4).

Рисунок 4. Изменение процесса с течением времени.

Основываясь на эмпирических данных, исследователи пришли к выводу, что отклонения процесса, вызванные его естественной нестабильностью, дают отклонения качества на уровне 1,5 сигма. Таким образом, если целевой уровень качества составляет 4,5 сигма (3,4 дефекта на миллион возможностей), то с учетом перестраховки 1,5 сигма на отклонения, необходимо обеспечивать уровень качества 6 сигм.

Рисунок 5. Уровень качества 6 Сигм.

Таблица пересчета % в сигма уровни с учетом 1,5 сигма сдвига и ДНМВ:

Чем меньше сигм — тем больше дефектов. Оптимальное число сигм — 6. При котором число дефектов на миллион операций — 3,4

При сигма = 3 дефектов будет уже 66800. А при единице — 690 тысяч....

%

Сигма уровни

Дефектов на миллион возможностей


%

Сигма уровни

Дефектов на миллион возможностей

99.9997

6.00

3.4


93.3200

3.00

66800

99.9995

5.92

5


91.9200

2.90

80800

99.9992

5.81

8


90.3200

2.80

96800

99.9990

5.76

10


88.5000

2.70

115000

99.9980

5.61

20


86.5000

2.60

135000

99.9970

5.51

30


84.2000

2.50

158000

99.9960

5.44

40


81.6000

2.40

184000

99.9930

5.31

70


78.8000

2.30

212000

99.9900

5.22

100


75.8000

2.20

242000

99.9850

5.12

150


72.6000

2.10

274000

99.9770

5.00

230


69.2000

2.00

308000

99.9670

4.91

330


65.6000

1.90

344000

99.9520

4.80

480


61.8000

1.80

382000

99.9320

4.70

680


58.0000

1.70

420000

99.9040

4.60

960


54.0000

1.60

460000

99.8650

4.50

1350


50.0000

1.50

500000

99.8140

4.40

1860


46.0000

1.40

540000

99.7450

4.30

2550


43.0000

1.32

570000

99.6540

4.20

3460


39.0000

1.22

610000

99.5340

4.10

4660


35.0000

1.11

650000

99.3790

4.00

6210


31.0000

1.00

690000

99.1810

3.90

8190


28.0000

0.92

720000

98.9300

3.80

10700


25.0000

0.83

750000

98.6100

3.70

13900


22.0000

0.73

780000

98.2200

3.60

17800


19.0000

0.62

810000

97.7300

3.50

22700


16.0000

0.51

840000

97.1300

3.40

28700


14.0000

0.42

860000

96.4100

3.30

35900


12.0000

0.33

880000

95.5400

3.20

44600


10.0000

0.22

900000

94.5200

3.10

54800


8.0000

0.09

920

DMAIC (Define-Measure-Analyze-Improve-Control) — методология улучшения существующих процессов.

Тот же самый сайт www.six-sigma.ru так описывает эту методологию:

Из программы по борьбе с дефектами концепция «Шесть сигм» превратилась в философию качества, основанную на постановке агрессивных краткосрочных целей в борьбе за долгосрочные цели. Работа по совершенствованию процессов происходит в виде небольших проектов. Проекты совершенствования по системе «Шесть сигм» могут быть разными по длительности и экономическому эффекту, могут затрагивать одно или сразу несколько подразделений компании, но все они следуют методологии DMAIC

Основные цели каждого из этапов:

Определение

Определение цели, масштаб, проблемы и основные этапы проекта. Определение ключевых требований клиента и важнейшие факторы процесса, которые необходимо улучшить.

Измерение

Сбор данных (о важнейших факторах) и оформление собранных данных в удобном для анализа виде.

Анализ

Выявление главных причин изучаемых дефектов.

Совершенствование

Разработка решений по устранению основных причин дефектов. Внедрение новых решений в полномасштабный процесс.

Контроль

Отладка эффективной системы контроля и коррекции измененных факторов процесса. Подведение итогов результата проекта.

DFSS — (Design for six sigma) — методология создания новых процессов.

В отличие от методологии DMAIC подход DFSS (Design for Six Sigma) применяется при разработке новых продуктов или услуг в соответствии с критериями и принципами «Шести сигм».

Это означает что новый продукт будет иметь минимально возможное количество дефектов. А для этого нужно понять потребности и ожидания клиента еще до того как новый продукт будет создан.

Одна из наиболее распространенных методологий, которые применяются в данном подходе это DMADV:

Define - Определение

Определение цели и масштабов проекта и требований заказчика (как внешнего так и внутреннего).

Measure - Измерение

Измерение потребностей и спецификаций клиентов. Бенчмаркинг в данной отрасли.

Analyze - Анализ

Анализ параметров процесса для достижения соответствия требованиям заказчиков.

Design - Проектирование

Детальная разработка процесса для достижения соответствия требованиям заказчиков.

Verify – Проверка

Проверка разработанного процесса, в том числе на его соответствие нуждам клиента.

Проекты DFSS осуществляются по тем же принципам и с опорой на ту же инфраструктуру, что и проекты совершенствования DMAIC.

Проекты осуществляют межфункциональные команды.

При разработке процесса по «Шести сигмам» возможно применение и других методологий. Но все они используют аналитические методы (такие как развертывание функции качества, анализ видов и последствий отказов, бенчмаркинг, планирование эксперимента и др), уделяют большое внимание сбору данных о потребителе и на каждом этапе переводит «потребности» в «требования», четко увязывая их между собой и в конечном счете с процессами создания новой услуги или продукта.

На самом деле большой разницы между DMAIC и DMADV я не заметил. Improve-Control в применении к существующим процессам против Design — Verify в применении к вновь сконструированным. Похоже на тавтологию.

Организационная схема

В основе орг схемы -

  • руководящий совет - который планирует стратегию внедрения, осуществляет выбор и утверждение проектов. Руководство проходит минимальный курс обучения, необходимый для контроля и управления программой «Шесть сигм».

  • За поддержку проекта и его результаты будет отвечать «чемпион» - один из представителей высшего руководства. Чемпионы проходят 1-2 дневный ознакомительный курс обучения, где большое внимание уделено выбору проектов.

  • есть парни с цветными поясами, которые овладели статистическими методами и опытом ведения проектов по 6ти сигмам. «Продажа» поясов — основной бизнес консультантов, специализирующихся в этой теме. Собственно, поясов два — черный и зеленый. Отличаются крутизной. Последнее время появляются еще белый и желтый, которые, как я понял, щедро дают людям, что-то слышавшим о 6 сигмах и что-то из этого понявших соответственно.

Принципы 6 сигм

Чистой воды слоганы (кроме принципа №2) , подобранные, чтобы принципов было ровно 6 (по числу сигм) , но все же вот они:

  1. Искренний интерес к клиенту

  2. Управление на основе данных и фактов

  3. Ориентированность на процесс, управление процессом и совершенствование процесса

  4. Проактивное (упреждающее) управление

  5. Сотрудничество без границ (прозрачность внутрикорпоративных барьеров)

  6. Стремление к совершенству плюс снисходительность к неудачам

Программное обеспечение для 6 сигм.

Есть много готового софта для работы по 6 сигм.

Список здесь. http://www.six-sigma.ru/page_207.html

Что мне показалось полезным

Практические наработки по числовым методам

Ребята с черными поясами наработали немалый опыт применения конкретных числовых методов (например, методов Монте Карло) и массу эмпирических уравнений, которым подчиняются численные характеристики проектов. Они проверили все это статистически и имеют готовые методы, которые позволяют на основе ранее сделанных организацией проектов найти различные коэффициенты, характерные для этой организации и далее, подставив их в уравнения, получать, например, весьма достойные оценки для проектов (в том числе IT проектов).

Хорошо об этом написано , например , в статье (http://software.isixsigma.com/library/content/c030514a.asp)

Они красиво показывают, что их методы (хотя и не идеальны), работают намного точнее и лучше, чем оценки на основе интуиции.

В математике ребята в целом не очень сильны, поэтому уравнения простые и очень приблизительные, но я чувствую, что они полезны.

Умение сделать и продвигать брэнд

Стоит подробнее изучить — как именно авторам удалось, не придумав ничего нового, раскрутить торговую марку «6 сигм» до такой степени. Наработки могут быть полезны в раскрутке своего продукта.

Подход «сверху вниз» к оцениванию проекта

Кроме широко используемого нами подхода снизу вверх (когда проект бьется на задачи и оценивается, а затем оценки суммируются используя PERT + находится критический путь и дается календарная оценка), специалисты по 6 сигм (на самом деле не только они, конечно) активно используют подход сверху вниз, когда оценка дается исходя из числовых характеристик проекта, который надо сделать (к-во строк кода, кэйсов, функций, объектов и т п) и количественных характеристик проектной команды (которые получаются с использованием статистических методов). Подход и используемая математика хорошо описан в той же самой статье (см выше). Очень удобен при раскрутке проекта и наборе статистических данных. Понравилось, что при оценке используются, например эмпирические знания о количестве людей, необходимых на разных стадиях проекта, что позволяет избежать глупых ошибок с оценка длительности проекта (типа проект в человеко-год делается 3мя людьми за 4 месяца). Забавно, что график «потребления людей» практически одинаков для всех проектов и выглядит примерно так:

Подход обычно оказывается пессимистичнее и точнее привычного, поскольку учитывает эмпирические зависимости затрат от размера проекта, от требуемого календарного дидлайна, от конкретной команды. Кроме того, основываясь на исторических данных, он лучше оценивает риски. (поскольку в реальных проектах они были). Однако, есть у него и недостатки. Например, он плохо учитывает динамику развития как команды так и технологий, предполагая, что и то и другое неизменно. Предлагается использовать этот подход наряду с традиционным.


Читать полностью...